РУЛЕНИЕ

Убедившись в нормальной работе двигателя, трансмис­сии, управления, несущей системы и других агрегатов вер­толета, устанавливают «триммеры» управления в нейтраль­ное положение, коррекцию газа в положение «большой

газ» и при оборотах двигателя 0,8—0,9 номинальных (уста­навливаемых рычагом «шаг — газ») плавным отклонением ручки управления от себя переходят к рулению. При этом усилия на ручке могут сниматься триммером.

Руление вертолета отличается от руления самолета с поршневым двигателем.

При рулении вертолета наддув, обороты двигателя и несущего винта остаются постоянными и устанавливаются е зависимости от нагрузки вертолета и состояния грунта.

174

Скорость руления регулируется величиной отклонения руч­ки управления: чем больше отклонение ручки вперед, тем больше скорость руления. Для уменьшения этой скорости ручку управления отклоняют на себя.

Необходимая скорость руления самолета достигается изменением наддува и оборотов двигателя и винта. Увели­чение наддува рычагом «шаг — газ» необходимо произво­дить очень плавно во избежание перевода лопастей несу­щего винта на большие установочные углы, при которых вертолет окажется во взвешенном состоянии, что может привести к его опрокидыванию.

На рис. 65 показаны действующие на вертолет в про­дольной плоскости при рулении силы (аэродинамическая сила сопротивления движению вертолета из-за ее малости не учитывается, так как допускаемая скорость руления на вертолетах мала — не более 10 км/час). Из приведенного рисунка видно, что для начала руления необходима сила Тх, которая была бы несколько больше силы трения. колес вертолета о грунт. Эту силу на вертолете получают, от­клоняя ручку управления вперед, при этом соответственно происходит наклон кольца автомата перекоса, вследствие чего полная аэродинамическая сила несущего винта так­же наклоняется вперед. Разложив эту силу по правилу параллелограмма на две составляющие: вертикальную и горизонтальную, можно заметить, что при отклонении руч­ки управления вперед уменьшается вертикальная состав­ляющая и увеличивается горизонтальная. Из-за уменьшения вертикальной составляющей несколько увеличится сила трения качения колес вертолета по грунту, но это увеличе­ние будет меньшим, чем увеличение горизонтальной состав­ляющей полной аэродинамической силы.

Из рассмотрения действующих при рулении на верто­лет сил также видно, что чем больше нагружен вертолет и чем более вязкий грунт, тем большая мощность двига­теля и полная аэродинамическая сила несущего винта нужны для осуществления руления вертолета.

Руление на вертолете разрешается только вперед и при достаточно твердой и ровной поверхности грунта. Если тре­буется переместить вертолет по земле на большое расстоя­ние или если поверхность грунта недостаточно ровная и твердая, вместо руления выполняются подлеты на малой высоте (до 10 м).

Во время руления нужно следить за температурным ре­жимом двигателя, не допуская его перегрева.

Руление ночью производится с включенными бортовыми навигационными огнями, контурными огнями и рулежной фарой. Разрешается пользоваться на рулении посадочной фарой, причем продолжительность непрерывного горения посадочной фары не должна превышать 5 пин. Срок горе­ния рулежных фар не ограничен.

Особенностью руления вертолета является малая устойчивость его при рулении из-за высокого расположе­ния центра тяжести вертолета. При таком положении цент­ра, тяжести даже небольшие наклоны вертолета (при руле­нии по неровной поверхности) могут привести к его опро­кидыванию.

Другой особенностью руления вертолета является ТО, что подъемная сила несущего винта ведет к «вывешива­нию» вертолета, т. е. к тенденции отрыва его от земли, ины­ми словами, к уменьшению нагрузки на колеса шасси. При этом трение колес о землю уменьшается, вследствие чего ухудщается маневренность вертолета при действии тормо­зами.

И третьей особенностью, присущей только одновинто­вым вертолетам, является наличие силы тяги рулевого вин­та, которая создает значительный момент, стремящийся опрокинуть вертолет.

Эти особенности должны учитываться летчиком, особен­но при рулении по неровной поверхности, а также при боко­вом ветре.

Неровности земной поверхности вызывают крены вер­толета, которые могут привести к опрокидыванию вертоле­та набок.

Боковой ветер создает силы, стремящиеся развернуть вертолет против ветра. А если боковой ветер действует в том же направлении, что и сила тяги рулевого винта, то тенденция вертолета к опрокидыванию возрастает. Для вы­держивания заданного направления летчик должен ручку управления отклонять в сторону ветра *. При рулении надо быть все время готовым немедленно уменьшить шаг лопа­стей несущего винта и отклонить ручку управления в сто­рону, противоположную крену.

Всякое, даже небольшое, передвижение вертолета по земле должно выполняться только подготовленными лет­чиками. Нельзя разрешать лицам инженерно-технического [2] состава совершать лаже небольшие подруливания на вер­толетах. Следует помнить, что рулить на вертолете значи­тельно труднее, чем на самолете, хотя на самолетах также запрещается рулить лицам инженерно-технического состава.

Скорость руления на вертолете не должна превышать установленной для данного типа вертолета величины. Пре­вышение скорости способствует опрокидыванию вертолета при разворотах, даже нерезких. Летчики иногда забывают о том, что при разворотах, если скорость руления высока, под действием силы инерции вертолет, стремясь сохранить первоначальное движение, опрокидывается. Усугубляющим фактором для вертолета в этих случаях является, как было сказано, высокое расположение центра тяжести. Скорость руления ограничивается также возможностью возникнове­ния «земного резонанса», при появлении которого рычаг «шаг—газ» нужно быстро отклонить от себя до упора (или при возможности отделить вертолет от земли).

Как видно из изложенного, руление на вертолете по тех­нике его выполнения представляет весьма сложную опера­цию. Поэтому значительно проще и безопаснее производить вместо руления подлеты на малой высоте.